Иван Эггинк, «Великий князь Владимир выбирает веру», 1822 // Wikipedia Commons
В 1054 году христианская церковь раскололась на католичество и православие, и это разделение не преодолено до сих пор. Как складывались отношения папы римского и константинопольского патриарха, какую роль христианство играло в XI веке и почему произошла «великая схизма»? Рассказывает историк церкви Павел Кузенков.
В Польше период Великого поста завершает Пальмовое воскресенье и следующая за ним Великая Неделя. В 2016 году это 20 марта.
Это последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день во всех храмах Польши на литургии вспоминается триумфальный Вход Господень в Иерусалим. Также освящаются верба или своеобразные традиционные пальмы – высокие жезлоподобные плетёные украшения, символизирующие пальмовые ветви, которыми народ встречал Иисуса, въезжающего в город. В Польше этот день имеет и другое название – Цветоносная неделя (Niedziela Kwietna). Объясняется это тем, что праздник по большей части приходился на апрель (kwiecień – кветень, а в апреле, как известно, появляются цветы – kwiaty).
Аж да 18 стагоддзя галоўным зімовым святам у беларусаў былі Каляды. Выраз жа “Новы год” не ўжываўся беларусамі аж да эпохі Асветы, гэта значыць, да другой паловы 18 стагоддзя.
Хоць самі гэтае свята ў сучасным яго разуменні тады ўжо сустракалі, аднак звалі яго Сільвестрам – у гонар Дня святога Сільвестра, якое выпадала якраз на 31 снежня.
Як і цяпер, тагачаснае грамадства было падзеленае – праваслаўныя карысталіся адным календаром, каталікі – другім. Бок апошніх прынялі і ўніяты. Аднак варта адзначыць, што колькасць праваслаўных сярод арыстакратыі няўмольна скарачалася і да канца 18 стагоддзя звялася да досыць мізэрнага працэнта... Таму нараджэнне Хрыста ў цэлым сустракаў “народ шляхецкі” разам з заходнімі суседзямі.
Okładka książki T. A. Pruszaka: "O ziemiańskim świętowaniu". (wyd. PWN)
Wigilię szczególnie wystawnie obchodzono w majątkach ziemiańskich. „Dnia tego jednakowy po całej może Polsce był obiad" - pisał Jan Ursyn Niemcewicz. Jadano trzy zupy, karpia i szczupaka z szafranem, placuszki z makiem i miodem, okonie z posiekanymi jajami. Kutia była dla służących.
Czas oczekiwania na święta – oprócz obowiązkowego uczestnictwa na mszach wotywnych zwanych roratami - upływał m.in. na polowaniach na lisy, zające, dziki, kuropatwy oraz bażanty. Łowy urządzano także 24 grudnia. Adam Konopka, właściciel majątku Modlnica pisał: „W to najmilsze święto (Wigilię – PAP) godzi się, a nawet należy polować. Kto bowiem w dniu tym choć kilka chwil spędzi pod znakiem św. Huberta, ten może spodziewać się dobrego łowieckiego roku”.
Польский мужской костюм испытал множество влияний на протяжении XVI века — немецкое, итальянское, испанское, восточное. Оно сказывалось, прежде всего, в облике знати и состоятельных мещан. Однако положение небольшого государства в окружении сильных и агрессивных соседей поддерживало особенные патриотические и национальные чувства поляков, которые полностью разделяли представители всех сословий.
Wigilia Bożego
Narodzenia (wieczerza wigilijna, wieczór wigilijny,
niekiedy także gwiazdka) (z lac vigilia -
czuwanie, straż) - w tradycji chrześcijańskiej dzień poprzedzający święto
Bożego Narodzenia, kończący okres adwentu.
Россия и
Польша разрабатывают концепцию проведения «перекрёстных» годов в 2015
году. Об этом рассказали сегодня в МИД РФ по итогам 7-го заседания
Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества под
председательством министров иностранных дел.
В
XVIII веке нынешние беларуские, польские и литовские земли входили в
состав самобытного государства с печальной судьбой - Речи Посполитой.
Было это непрочное королевство, по образному выражению Ф.Энгельса,
«дворянской республикой». Иллюзорная власть выборного короля полностью
зависела от настроений беззаботной шляхты, не признававшей других
занятий, кроме драк и развлечений.
Основным отличием рядового шляхтича часто бывала только его честь, в
остальном быт и достаток мало отличались от крестьянского. В еде
придерживались традиционных дедовских рецептов, тушеная капуста с мясом,
колбаса, сало, гусятина, перловые каши. Излюбленное первое блюдо - борщ
литовский, с добавлением проса, яиц и сметаны.
Но уж в отстаивании своего достоинства гонористые забияки не признавали
никаких ограничений. Одним из мест постоянных споров становилось любое
застолье, соревнования «кто больше съест» были обычным делом.
Стремление выделиться и показать себя в ежедневных попойках выразилось в
причудливом застольном ритуале, не соблюдать который не мог себе
позволить ни один шляхтич.
«Завтра
Рождество. Значит, цыгане придут, будем колядовать», — говаривала
бабушка. Мы зашивались за печку и пугали друг дружку страшными
историями, с ужасом ожидая прихода цыган. А те оказались совсем
нестрашными: нашей бабушкой с кольцом в ухе и ее подружками. Так впервые
за много лет была возобновлена одна традиция — колядовать под
Рождество, и нарушена другая: Колядки — утеха для молодых. Было это в
начале 80–х годов прошлого века. Предыдущие бабушкины Колядки были еще в
20–х...