REGIONALNA SPOŁECZNA ORGANIZACJA OBWODU STAWROPOLSKIEGO
 «ZJEDNOCZONE POLSKIE SERC
  Вы вошли как Гость | Группа "Гости РОО СК "ОПС""Приветствую Вас Гость | RSS
Вход/Załoguj

Меню/Menu

Język polski

Страницы/Strony

Контакт/Kontakt

Друзья/Przyjaciele
  • Prezydent RP
  • Senate RP
  • Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP
  • Посольство Республики Польша в Москве
  • Конгресс Поляков в России
  • ГОО КПД "Польские сердца Невинномысска"
  • Fundacja SEMPER POLONIA
  • Wspólnota Polska
  • Fundacji "Pomoc Polakom na Wschodzie

  • Statystyki
    Онлайн всего/On-line ogółem: 1
    Гостей/Gości: 1
    Пользователей/Użytkowników: 0

    Сегодня с нами/Dziś z nami

    Главная » Статьи » История наших стран. Политика

    Шляхта Беларуси имеет свою давнюю и славную историю.
    Шляхта Беларуси имеет свою давнюю и славную историю. Шляхетское сословие играло огромную роль в истории Белорусско-Литовского государства (Великого Княжества Литовского и Русского) в XIV-XVI вв. и потом до конца XVIII в. в федеративной Речи Посполитой. Она всегда занимала четко патриотическую позицию, которая особенно проявилась во время борьбы за возрождение государства в шляхетских восстаниях 1794, 1831 и 1863 гг. в Беларуси вместе совместно с братьями по оружию - польской шляхтой. В течение большого периода белорусской истории шляхта занимала главенствующее положение во всех областях деятельности своего государства, и особенно в обороне Отечества, так как белорусско-литовское войско состояло преимущественно из шляхты. Веками шляхта имела значительное влияние на развитие белорусской культуры и социально-экономическую жизнь страны. Большую роль она играла в Возрождение ХVIII и конца XIX - начала XX в., становлении христианских и общечеловеческих ценностей. В отличие от других сословий белорусская шляхта никогда не имела комплекса неполноценности, а всегда выступала с достоинством, честью и с независимых патриотических позиций.



    В XIV-XVI вв. в Белорусско-Литовском государстве окончательно оформилась со своими правами и привилегиями военно-служилого сословие, у которого был только один долг: выступать в поход, защищать Родину, изгонять врага со своей родной земли туда, откуда пришел (Погоня). Это были потомки родовых старейшин, племенных князей и - в большинстве - удачных воинов посполитого ополчения. Слово "шляхта" происходит от немецкого schlagen - бить, а немецкое слово Schlacht означает "битва". Дословный перевод слова "шляхта" означает: люди сражения, вояки, воины. Есть и второе, научное определение происхождения этого слова. Оно пришло в белорусский язык через польский от старонемецкого slahte, что означает "род, происхождение, порода".

    Основную массу белорусских феодалов составляли потомки удельных князей Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств, бояр и дружинников этих княжеств, к которым в XIV в. присоединились литовские (а в XV в. и жамойтские) нобили и дружинники. Некоторая часть последних осела в административных центрах Беларуси и получила здесь имения. Уже до конца XIV в. основная масса феодалов (за исключением князей) в Белорусско-Литовском государстве называлась боярами. Это название сохранилось до XVI в. Смысл белорусского термина "бояре" совершенно отличен от смысла этого же слова в Московском княжестве.

    Начиная от Городельского привилея 1413 г., в государственных актах вместе с названием "бояре" все чаще встречается "бояре-шляхта" или "шляхта" (по польскому образцу). В XV-XVI вв. в Брестской земле и на Подляшье феодалов также называли "земяне", опять же по польское терминологии. Это название употребляется в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. для феодалов всего государства, также как и "бояре", и "знать". Но со второй четверти XVI в. название "шляхта" постоянно занимает место в государственных актах для определения феодального сословия.

    В XVI в. 80 процентов феодалов в Беларуси были белорусского этнического происхождения, 19 процентов - литовского, 1 процент - другого. Однако каких-либо больших противоречий на этнической основе здесь не было. Вся знать вместе защищала свое государство, выступала как единое сословие, исходя не только из корпоративных, но и из государственных интересов. Единство знати, ее прав и привилегий проявилось в феодальных кодексах Белорусского государства - Статутах Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 гг.

    Дворянские сословные права рода переходили наследникам-мужчинам и их потомкам по мужской линии, а также дочерям (но не их детям, так как это был уже другой род). Когда женщина выходила замуж за нешляхтича, она сохраняла собственное шляхетство, но не передавала его супругу и детям. Женщина простого сословия, выходя замуж за шляхтича, становилось шляхтянка пожизненно, даже если второй или третий раз выходила за нешляхтича. Дворянство можно было получить от великого князя литовского и русского, а также от гетмана на поле боя за мужество. От Люблинской унии 1569 г. шляхетство даровал Сейм Речи Посполитой (нобилитация). Сейм признавал дворянский титул и за иноземными дворянам. Дворянство можно было передать и приёмным детям.

    К XVI в. вся знать государства, в том числе великие князья литовские (они же обычно и короли польские), пользовались белорусским языком - и как государственным, и в быту. Даже на территории Жемайтии в судах и городах белорусский язык применялось повсеместно. И только с XVI в. в среду магнатов постепенно входит польский язык, особенно после Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Белорусско-Литовское государство образовали федеративную Речь Посполитую. Только в XVII в. знать начинает говорить и на польском языке, но более мелкая знать пользуется всегда белорусским.

    С религиозной точки зрения тоже поначалу разницы не было. Белорусские и литовские бояре в Беларуси в XIV в. были православные. После крещения язычников-литовцев в 1387 г. католическая церковь постепенно завоевывает позиции в Беларуси, прежде всего в шляхетском среде. В XVI в. значительная часть белорусского дворянства как из католиков, так и из православных, во время реформации переходит в кальвинизм (во главе с Радзивиллами) и в другие протестантские течения, но в последней четверти ХVIII и нач. XVII в. под влиянием Контрреформации шляхта переходит в католицизм. В конце XVIII в. к присоединению Беларуси к России почти вся знать Беларуси была уже католической, причем преимущественно латинского, а не греко-католического обряда, в отличие от остального населения Беларуси. Но сохранилось и православная шляхта (пинская, давид-городокская, в Слуцке, Могилеве), и кальвинистская. Таким образом, длительное время и в шляхетском среде сохранялась многоконфессиональность и толерантность. Это, кстати, сказалось на разнообразии элементов дворянской культуры. Веротерпимость основывалась на постановлении Сейма Речи Посполитой 1573 г.

    Еще в XIV в. в Беларуси существовали гербы князей или родовые знаки у других феодалов. К постоянным шляхетским традициям с нач. XV в. (Городельский привилей 1413 г.) принадлежит использование гербов, одинаковых (либо с модификациями) с гербами польской шляхты. Именно в 1413 г. началось гербовое братство с польскими шляхетскими родами. Всего насчитывается около 5000 гербов польской, белорусской, литовской и украинской шляхты в Речи Посполитой. Многие из них сохранились в Беларуси и в ХХ в.

    Одним из достижений дворянской политической культуры Великого Княжества Литовского и Русского, что отразилось на дальнейших событиях, было введение в середине XVI в. закрепленного на века в законах права шляхты на самоуправление, на свободные выборы депутатов (послов) на уездные сеймики и общегосударственные сеймы, в суды всех уровней до Главного трибунала Литовского включительно. При этом до самого включения Екатериной белорусских и литовских земель в состав Российской империи кандидаты на судебные должности должны были знать белорусский язык как государственный, так как на нем записывались акты. В Речи Посполитой вся шляхта могла выбирать короля. В элекционном (избирательном) сейме, на котором пожизненно выбирался король, имел право участвовать каждый шляхтич. Поэтому выборы короля иногда проходили в чистом поле. Знать, которая шла в поход и находилась уже на войне, могла собраться в армии на отдельный, полевой сейм, чтобы принять важное решение государственного характера. Так произошло в 1562 г. на полевом сейме у Витебска - белорусская шляхта решила объединиться с Польшей в федеративное государство для борьбы против армии царя Ивана IV Грозного, который угрожал существованию независимого Белорусско-Литовского государства.

    В Речи Посполитой вся шляхта была равной в правах. Титулы князей и графов признавались преимущественно как иностранные (у Радзивиллов, Сапегов и других), так как их обычно даровал император священной Римской империи германской нации. Только для потомков старинных княжеских родов сохранили княжеские титулы. Но все эти титулы не давали владельцам преимуществ над остальными шляхтой. Даже самый бедный шляхтич, который иногда не имел земли и своих крестьян, теоретически был равен магнату, например, Радзивиллу. Отсюда понятно, почему самый богатый человек в Речи Посполитой во второй половине XVIII в. - князь Кароль Радзивилл - называл рядового шляхтича "паном-братом". Теоретически каждый шляхтич мог быть избран королем. Все это свидетельствовует о широте шляхетской демократии.

    Шляхтич, по Статуту Великого Княжества Литовского, не мог быть арестован и неверно наказан без действительных доказательств вины, а судить его могли только равные ему, то есть - шляхта. Право личной неприкосновенности было выработанно в законах белорусских земель, а гарантии собственности причастных к созданию и соблюдению традиций шляхетского достоинства - в поколениях белорусской шляхты. Недаром в Речи Посполитой существовало изречение: "Шляхціц на загродзе роўны ваяводзе”. Чувство достоинства воспитывалось и на войне. Владение техникой ближнего боя, владение не только холодным оружием, но и огнестрельным, тактика конного и пешего боя с молодых лет закаляют шляхтича, развивают чувство мужества, ответственности, патриотизма. Шляхетская честь была естественной и неотъемлемой для шляхтича.

    Когда надо было решить вопросы корпоративных интересов, в Речи Посполитой право позволяло шляхте объединяться в конфедерации (вооруженные союзы с политическими и социальными целями) и добиваться своей цели вооруженном путем без короля и сейма.

    Еще одна отличительная черта белорусской шляхты, присущая также и польской, и литовской, - это множественность. Если в соседних государствах - России, Пруссии, Австрии - в XVII-XIX вв. удельный вес дворянства составлял около 1% населения, то в Беларуси в конце XVIII в. шляхты было 10-12%, что объясняется постоянными войнами и необходимостью иметь широко представленное военное сословие.

    Именно эти обстоятельства и привели к скорому конфликту дворянства с царским правительством России после трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. и силового, захватнического присоединения Беларуси к России. Хотя царское правительство и расширило на шляхту Беларуси права дворянского сословия Российской империи, но одновременно отменило шляхетское самоуправление, перевело многочисленную мелкую шляхту в купечество, мещанство и крестьянство, начало проверки этого свободолюбивого и беспокойного (с точки зрения правительства) сословия, стараясь вычеркнуть многих из российского дворянского сословия или сразу не допустить в его ряды.

    По-прежнему большую роль играла знать в Беларуси и в XIX в., в развитии ее хозяйства как до крестьянской реформы 1861 г., так и после нее. Специализация хозяйств, наем рабочей силы в поместьях, предложение шляхты царскому правительству еще в первой половине XIX в. освободить крестьян, как в соседних Польше, Пруссии, Прибалтике (что, кстати, царское правительство отклонило), - все это создавало условия для перехода на рыночно-капиталистические рельсы развития. Что касается мелкой шляхты, которая жила преимущественно в шляхетских околицах и застенках - шляхетских селах, то ее экономическое положение в XIX в. совсем приблизилось к крестьянству.

    Много шляхты в Беларуси пострадало после подавления царскими войсками восстаний 1794, 1831 и особенно 1863 гг. Целые шляхетские деревни были выселены в российские губернии или в Сибирь, а имущество по приказу генерал-губернатора Муравьева (вешальника) было отобрано. Однако знать Беларуси возбудила освободительное движение, дворянский (шляхетский) период которого приходится на 1794-1863 гг. Именно знать начала борьбу за освобождение Беларуси от российского гнета. Из шляхты преимущественно вышли и руководители белорусского национально-освободительного движения и возрождения конца XIX - начала XX в. - братья Луцкевичи, В. Ивановский, Алаиза Пашкевич, Янка Купала и другие.

    После буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. российское дворянство имело управленческие позиции в губернских и уездных земствах - органах ограниченного местного самоуправления. Однако царское правительство не вводило земств в белорусских губерниях, не доверяя местному дворянству. Только в 1911 г. в белорусских губерниях и уездах было введено самоуправление, еще более ограниченное чем в русских землях. Также было сделано все, чтобы не дать преимущества в земства местному дворянству католического вероисповедания. Земства не смолгли развернуть здесь широкой деятельности.

    Дворянство в Российской империи с последней четверти XVIII в. имело корпоративные структуры в губерниях и уездах. Такая же организация была введена и на Беларуси: дворянами губернии и соответственно уезда выбирались губернское дворянские депутатское собрание и уездное дворянское депутатское собрание, подчиненное губернскому. Во главе собраний стояли губернские и уездные маршалоки ("предводители дворянства"). И маршалоки, и депутаты избирались на собраниях на альтернативной основе закрытым голосованием, складыванием белых (за) и черных (против) пуль в специальные коробки. Дворянские депутатские собрания и решали все сословные вопросы, в том числе родословные. Губернское собрание имело сношения с губернатором, министром внутренних дел и в случае надобности с самим императором, отстаивая свои корпоративные интересы. Такая структура сохранилась до 1917 г.

    Февральская революция 1917 г. в России лишила дворянские организации в губерниях и уездах политического влияния. В западной части Беларуси, оккупированной в сентябре - октябре 1915 г. немецкой армией, они тоже не действовали. После поражения заговора генерала Л. Г. Корнилова и провозглашения 1 сентября 1917 г. России демократической республикой наступили перемены и в обстановке дворянских организаций. Министерство внутренних дел России циркуляром от 5 сентября 1917 сообщило о скором уничтожении дворянского сословия и ликвидировании дворянских учреждений (правда, этого сделать не успело). В октябре 1917 г. в Минской губернии был создан "Союз лиц, записанных в родословные книги Минской губернии" с председателем Георгием Чапских, владельцем Станьково (около Дзержинска), Собрание маршалков и депутатов дворянства Минской губернии 16 октября 1917 г., этот союз владел всем имуществом, капиталом, архивами и родословными книгами, а также зданием Минского губернского дворянского собрания и дворянского клуба. Доходы от имущества и капиталов шли на культурно-просветительскую и благотворительную деятельность ради записанных в родословные книги. 11 (24) ноября 1917 г., после октябрьского переворота в Петрограде и установления советской власти, ЦИК и Совет народных комиссаров декретом отменили дворянское сословие и его корпоративные организации во всех губерниях и уездах. В Минске, например, за 100 дней (до начала немецкой оккупации в феврале 1918 г.) местные органы советской власти во главе с большевиками прекратили деятельность дворянских организаций. Но только формально, ибо на большее у них пока что не хватило времени: организации не были ликвидированы, имущество не изъяли.

    Поэтому 16 апреля 1918 г. деятельность дворянских учреждений в Минской губернии была воссоздана на собрании маршалоков и депутатов дворянства губернии во главе с исполняющим обязанности предводителя минского дворянства борисовским уездным маршалоком дворянства Н. Н. Бурнашовым. Главнокомандующий Х немецкой армии генерал от инфантерии фон Фалькенган 14 июля 1918 г. позволил возобновить деятельность дворянского собрания в Минской губернии, но только в делах, непосредственно касающихся дворянства. Никакой политической деятельностью дворянскому собранию заниматься не было разрешено. 29 сентября 1918 на заседании Минского губернского дворянского собрания, на котором присутствовало 117 человек, были выбраны новые руководящие лица. Губернским маршалоком дворянства из 3-х кандидатов был избран граф Г. Чапский. Его конкурентами были Эдуард Адамович Войнилович (что построил Красный костел в Минске) и Лев Львович Ванькович. Деятельность дворянской организации была вновь прекращена в декабре 1918 г., после отхода германской армии из Беларуси, прихода красных и восстановления советской власти. Но после занятия в августа 1919 г. большей части территории Беларуси польской армией, дворянские учреждения Минской губернии во главе с графом Г. Чапских снова ожили. Минское губернское дворянское собрание было формально самораспущено после подписания мирного договора в марте 1921 г. в Польше. Туда после окончания русско-польской войны 1919-1920 гг. сумела переехать осенью 1920 г. часть членов собрания. Причинами самороспуска была естественная невозможность дальнейшей деятельности шляхетских учреждений.

    Во время революции и гражданской войны белорусское дворянство-шляхта понесло большие потери от террора большевиков. Эти потери были неимоверно сильны в первые десятилетия советской власти, а для западной части Беларуси в 1939-1941 гг. и после войны. Фактически можно говорить о геноциде дворянского сословия и потере генофонда одного из сословий белорусского народа. Те из дворян-помещиков, кто не успел во время гражданской войны переехать в Польшу, были уничтожены, а в последующие годы та же участь постигла и многих других дворян. Однако из-за того, что в Беларуси была и масса бедных дворян-шляхты, которые мало отличались бытом от крестьян или горожан, много людей выжило, работая, как все. В Западной Беларуси они занимались хозяйственной и культурной деятельностью. Шляхта разделила судьбу народа и во время второй мировой войны. История шляхты неотделима от истории всего белорусского народа.

    Наконец, после долгого - семидесятилетнего - перерыва, организация и органы самоуправления белорусской шляхты восстанавливают свою деятельность. Организационный Совет Собрания белорусской шляхты созвал Учредительный Сейм объединения. Восстановление организации белорусской шляхты должно сыграть значительную роль в возрождении Беларуси и наших патриотических традиций.


    Источник: http://livehh.ru/zavistovichsi/tags/shlyakhta
    Категория: История наших стран. Политика | Добавил: Komocki (07.06.2012) | Автор: Беларуский текст - Анатоль Грыцкеві
    Просмотров: 6236 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Разделы/Rozdziały
    Язык, Культура, Традиции [38]
    Спорт, Активный отдых [7]
    Памятные даты [17]
    Истории наших семей [6]
    Наши друзья [30]
    История наших стран. Политика [88]
    Законы, Правовые акты. [17]
    Экономика. Недвижемость. Бизнесс. [7]

    Туризм/Turystyka


    Все путеводители

    Расход топливаРасход топлива

    Поиск

    Фото/Foto

    РОО СК  "Объединённые польские сердца" Сайт управляется системой uCoz под редактированием Станислава Комоцкого с 2007 года.