REGIONALNA SPOŁECZNA ORGANIZACJA OBWODU STAWROPOLSKIEGO
 «ZJEDNOCZONE POLSKIE SERC
  Вы вошли как Гость | Группа "Гости РОО СК "ОПС""Приветствую Вас Гость | RSS
Вход/Załoguj

Меню/Menu

Język polski

Страницы/Strony

Контакт/Kontakt

Друзья/Przyjaciele
  • Prezydent RP
  • Senate RP
  • Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP
  • Посольство Республики Польша в Москве
  • Конгресс Поляков в России
  • ГОО КПД "Польские сердца Невинномысска"
  • Fundacja SEMPER POLONIA
  • Wspólnota Polska
  • Fundacji "Pomoc Polakom na Wschodzie

  • Statystyki
    Онлайн всего/On-line ogółem: 1
    Гостей/Gości: 1
    Пользователей/Użytkowników: 0

    Сегодня с нами/Dziś z nami

    Главная » Статьи » Наши друзья

    Поляки

    Поляки

    19.04.2011 20:27

    По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 1710 человек польской национальности (0,04 процента от общего числа). В 1989 году было 1923 (0,1 процента)

    Первый поляк, с которым я познакомился в Челябинске, – Антон Горбачевский, доктор филологических наук, профессор ЧГПУ.

    Его биографию можно считать символической иллюстрацией жизни этого народа в Российском государстве. Не случайно именно вокруг Горбачевского начало формироваться ядро польского культурного общества «Солярис», которое зарегистрировалось два года назад.

    Мы сидим с Антоном Антоновичем на кафедре русского языка, и я, как губка, впитываю его знания и опыт. Поводов к их накоплению у Горбачевского и всех моих сегодняшних героев в драматической польской истории предостаточно.

    Кто такие поляки?

    Поляки (самоназвание – polacy, поля́цы) – самый многочисленный западнославянский народ. Конец XV и XVII века были временем бурного развития культуры, литературы и науки. При монархии в Польше королей избирали. Был Сейм с правом вето (Речь Посполитая в современном смысле – Республика Польша). В стране действовала вторая в мире Конституция. Это была шляхетская республика. Шляхта – сословие, его главная роль – несение польскости, традиций сарматов, рыцарства, гордой независимости.


    На рубеже XVIII-XIX веков проходили Польские восстания: 1794 год – под руководством Тадеуша Костюшко, в 1830-31 годах, Краковское 1846 года, 1863-64 годов. Эти события стали отправной точкой национального самосознания. Лейтмотивом творчества классика польской литературы Адама Мицкевича была мысль о том, что его родину распяли, как Иисуса Христа. Но далеко не все поляки, в том числе дворяне, были враждебны России (в нее входило Польское королевство), многие служили в российской армии, занимали высокие гражданские посты. После Первой мировой войны (1914-1918 годы) образовалось Польское государство, в которое не вошли многие западные земли, а на востоке в нем оказались районы, населённые украинцами, белорусами и литовцами. Польские территории воссоединились после Второй мировой войны 1939-1945 годов

    Общая численность поляков – около 55 миллионов человек. В Польше живет 38 миллионов. Всего в мире около 60 миллионов людей польского происхождения. Диаспора именуется Полонией. Родной язык наших героев – польский лехитской группы славянской ветви индоевропейской семьи.

    Есть субэтнические группы – гурали, кашубы, силезцы, мазуры и другие. Полабы и поморяне были в основном онемечены. Прозвище «ляхи», согласно легенде, произошло от Леха, брата Руса и Чеха, якобы давших начало славянским народам – ляхам, руссам и чехам. Татары, турки и казаки в XVI-XVII веках называли Польшу Ляхистаном. Обращение polack среди народа считается уничижительным, особенно со стороны немцев. Поляки исповедуют католицизм.

    Главный музыкальный инструмент – скрипка. Главное блюдо – бигос.

    Поляки и мы

    Влияние поляков на нашу жизнь было велико во все века. В 1605-1607 годах Марина Мнишек была царицей России. А День народного единства (4 ноября), который мы отмечаем с недавних пор, – это день освобождения Москвы и страны от польских захватчиков.

    Николай Коперник – создатель современной астрономии, Мария Склодовская-Кюри – всемирно известный физик и химик, автор основополагающих работ по радиоактивности. Фредерик Шопен – гениальный композитор-классик. Мелодию полонеза Михаила Огинского напоет едва ли не каждый житель бывшего СССР. Признанным классиком польской и мировой литературы, помимо Адама Мицкевича, является Генрик Сенкевич. Легендарный руководитель ВЧК Феликс Дзержинский – тоже поляк. У не менее легендарного генерала Антона Деникина мать была полькой. Поляком был выдающийся военачальник, Маршал Советского Союза и Маршал Польши Константин Рокоссовский. Ушедший из жизни в 2005 году Римский Папа Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла) известен каждому россиянину. В советское время против СССР удачно строил козни американский политический гений Збигнев Бжезинский (родился и вырос в Польше). В нашей стране всегда был большой интерес к польской литературе и культуре. В советское время все зачитывались книгами Станислава Лема, мы полюбили фильмы режиссеров Анджея Вайды и Романа Полански (Полянского), они вошли в сокровищницу мирового кинематографа. За пределами Польши известны также кинорежиссеры Кшиштоф Занусси и Ежи Гофман.

    В последнее время прославились: Роберт Корженевский – четырехкратный олимпийский чемпион (!) по спортивной ходьбе, олимпийская чемпионка по лыжам Юстина Ковальчик, четырехкратный чемпион мира и олимпийских игр по прыжкам на лыжах с трамплина Адам Малыш. В 60-70-х годах вся наша страна смотрела культовый киносериал «Четыре танкиста и собака» (режиссеры Анджей Цекальский и Конрад Наленцкий, фильм снят в 1966 году, в СССР впервые показан в 1968-м), следила за взаимоотношениями завсегдатаев телевизионного кабачка «13 стульев» и грустила, слушая чудный, неземной голос Анны Герман. Говорят, она была более популярной в советской стране.

    У нас немало знаменитых россиян с польскими корнями: безвременно ушедший народный артист СССР Олег Янковский (отец – из польских дворян), народный артист России Игорь Костолевский (прадед – польский граф Заремба), заслуженный артист России Александр Белявский (Фокс в фильме «Место встречи изменить нельзя» и капитан Павлов в «Четыре танкиста и собака») и другие. У большого поэта Роберта Рождественского отец Станислав Петкевич был из поляков (Рождественский – фамилия отчима). В стране то и дело шутят про танец «Полька-бабочка», Новый год мы встречаем под фильм «Иронии судьбы», где главную женскую роль играет Барбара Брыльска. А челноки, которые ездили в Польшу за вещами в 90-е годы, – это вообще отдельная песня…

    Мальчик из приграничной зоны

    Антон Горбачевский родился в 1936 году в Польше, в деревне Приборово, что в 80 километрах от Бреста. С раннего детства дома и на улице слышал свою речь. В этой местности сходятся Белоруссия, Украина и Польша. В 1939 году малая родина трехлетнего мальчика оказалась составе СССР. Землю страны переделили в четвертый раз, граница прошла по Бугу (приток Вислы). Поляков, вспоминает Антон Антонович, отправляли в Польшу, а оттуда выселяли белорусов и украинцев. Ни украинцы в Польше, ни поляки в Белоруссии не принимали новой власти, новых границ.

    - Поляки были недовольны тем, что оказались в другой стране, – вспоминает А. Горбачевский. – Мои родители тоже не приветствовали происходящее, но у них имелось немного земли, они остались и смирились. А некоторых моих родственников увезли в Западную Польшу.

    - В 39-м мы какое-то время были под немцами, а потом пришли советские войска. Я с детства знаю язык. В школу не ходил, читать научил отец. Большинство поляков на Украине бандеровцы вырезали. И болгар резали, и чехов. А в нашей местности, если человек не настаивал, его записывали в белорусы.

    Потом Горбачевский учился во Львове, заинтересовался восточными языками. Видя вспышки национализма в Западной Украине, написал письмо в министерство образования Таджикистана, и его пригласили в эту республику. Жил в Курган-Тюбинской области, в Душанбе. Четыре года преподавал русский и немецкий языки в таджикской школе. После этого его пригласили преподавать в университете. Защитил кандидатскую диссертацию, был заведующим кафедрой, деканом. В республиканских газетах и журнале «Памир» печатал переводы польских поэтов и писателей Тадеуша Ружевича, Станислава Лема, Славомира Мрожека и других. Один из рассказов Лема был о том, что человек изобрел порошок счастья, но никто не хотел его брать.

    После распада СССР, в 1993 году, Антон Горбачевский перебрался на Южный Урал, стал жить в Копейске (пятикомнатную квартиру «обменял» на «двушку») и работать в ЧГПУ. В 2002 году защитил докторскую диссертацию в Екатеринбурге. Переезжая в нашу область, Антон Антонович не до конца представлял, насколько велико в ней польской присутствие.

    Появление на Южном Урале

    История постоянно забрасывала представителей этого талантливого народа в наш край. Обозначить волны их миграции мне помогли работы южноуральских краеведов Нины Шуклиной, Александра Моисеева и подсказки коллеги Светланы Мироновой (читатели со стажем помнят ее как талантливого журналиста «Челябинского рабочего»).

    Оренбургский край, в который входили земли Челябинской области, был местом ссылки. В 1772 году, после первого раздела Польши и включения ее в Российскую империю, на Южный Урал волна за волной шли под конвоем польские ссыльные. Это были участники восстаний и заговоров. Таких принудительных переселенцев зачисляли в казаки. «В казаках они служили верно и доблестно, – пишет А. Моисеев. – А их дети и внуки после учебы в неплюевском корпусе и военных училищах становились строевыми офицерами. Потомков ссыльных легко выделить в селах казачьего юга области. Вот только часть верхнеуральских польских фамилий: Лесовские, Ходарковские, Лазовские, Венсковские, Ледовские, Богдановские» (Борис Лозовский – многолетний декан журфака УрГУ – является потомком этих переселенцев, он родился в Челябинской области). Постепенно, вследствие брачных связей, обращения католиков в православие, шляхта практически смешалась с русским населением.

    В конце XIX-начале XX века наши герои охотно переезжали в сельскую местность. Под Челябинском появилось несколько польских хуторов, в том числе Щигел. Так местные произносили фамилию соседей Счигел (по-польски – щегол). Со временем хутор вошел в черту Челябинска и его название было упрощено до привычного каждому горожанину слова Шагол, он известен авиаучилищем штурманов (позже – военный институт). Элика Купцова, дочь техника-сметчика ремстройконторы Феликса Щигела, рассказала, что в начале XX века дед был в обслуге царя, но проявил своеволие. И его сослали в Челябинск. Вскоре в округе все говорили: «Куда поехал, в город или к Щигелам?» В 20-х годах в окрестностях орудовали банды, Феликсу советовали переезжать в город. Он остался, в итоге его убили дома вместе с женой и гостившим у них мальчиком. Свои дети в это время были в городе, учились и жили на квартире.

    Наши герои сыграли большую роль в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящей через Златоуст и Челябинск. Большинство работников управления по строительству были поляками – инженерами, техниками, бухгалтерами, счетоводами, десятниками и т. д. Они занимались прокладкой путей, организовывали движение и ремонт составов. Под Златоустом поезд огибает один из хребтов несколько раз. Чтобы сделать такую дорогу, требовались высокая квалификация и инженерная смелость. В списке машинистов станции Челябинск первых лет десятки польских фамилий: Добарский, Прижьялковский, Корецкий. Среди награжденных за участие в строительстве дороги на участке Самара – Златоуст около 20 поляков: Здзярский, Мухлинский, Позняк и другие. А. Здзярский был начальником участка, позднее он стал редактором «Путеводителя по великой Сибирской железной дороге».

    Начальником строительства челябинского участка Транссиба был Константин Михайловский. При нем в городе стал формироваться узел железных дорог, был проложен путь в Екатеринбург. Михайловский стал Почетным гражданином Челябинска. После этого его перевели в Москву, он стал главным строителем железных дорог России. В Челябинске началась служебная карьера А. Ливеровского. Он работал начальником первой дистанции пути на восток от станции, а позже, как и Михайловский, стал главным строителем путей сообщения страны. Викентий Роецкий служил под началом Михайловского, руководил изысканиями на ряде участков, в том числе Уфа-Златоуст. Получил чин титулярного советника. Тяжело заболел и умер на пути из Челябинска в Варшаву.

    Еще к середине XIX века в Челябинске сложилась большая община католиков (в основном, ссыльные поляки и российские немцы). В 1894 году их было 46 человек, в 1901 – 222, в 1911 – 1864. В городе был деревянный костел. К 1914 году построили костел на улице Свободы (справа, если ехать на вокзал). Поляки возвели его на свои деньги. Здание было красивое – красный кирпич, мозаичное стекло. В 1934 году костел был разрушен. В начале Первой мировой войны в Челябинске появились поляки-беженцы, многие из них работали электриками, печатниками на железной дороге. В городе действовал Польский приют, существовал Союз католической молодежи, который собирал средства в пользу малоимущих учащихся.

    Торгово-предпринимательский бум, охвативший Челябинск на рубеже веков (он стал перекрестком железных дорог и именовался «воротами Сибири» и «зауральским Чикаго»), значительно увеличил спрос на квалифицированных специалистов. В город тогда перебралось немало ремесленников из польских губерний. Их число увеличилось в годы Первой мировой войны за счет эвакуированных из прифронтовой полосы. В 1917 году в Челябинске жило более двух тысяч поляков. Они работали в кустарных мастерских, на железной дороге и заводе «Столль и К» (позже – имени Колющенко). В городе действовали: белошвейная мастерская Пайковского; парикмахерская Алесковского, Карташевского и Циновского, портновские мастерские Стравчинского, Чаусовского и Кульбека; сапожная артель Лодзинского; слесарни Александровского, Алексеевского и Мешковского; столярня Помировича; фотосалон Белявского. Особенно много польских фамилий среди руководителей железнодорожных структур: служба движения – Пилецкий, Стрелецкий, Шимановский; товарная контора – Главдецкий. Начальником первого участка службы пути работал Ю. Коссовский, который был попечителем железнодорожного училища. Он заложил в Ленинском районе сад, который называли Косовским. Контору материальной службы железной дороги возглавлял Стрыхаржевский, службу тяги – Городецкий. На знаменитом челябинском переселенческом пункте работало более десятка поляков: Стижевский, Борзобогодый, Гурпач, Сенярский, Даренский, Домогайский…

    После революции многие поляки приняли советскую власть. Они были заметны в челябинском большевистском подполье в колчаковское время, 1918—1919 годах. В Челябинских угольных копях выделялся Леопольд Гольц. Его отправили на каторгу за участие в беспорядках в Лодзи. На копях жил на поселении под надзором полиции, работал горным техником. После революции Л. Гольц вошел в состав местного Совета, организовал первый на Урале профсоюз горнорабочих, избирался председателем райкома профсоюза угольщиков. Борясь с Колчаком, шахтеры под его руководством выводили из строя оборудование, поджигали эшелоны с углем. Весной 1919 года челябинское подполье понесло большой урон. Среди арестованных оказались: М. Прижь-Ялковский, И. Джазговский, С. Лозовский, С. Комеляк, П. Маркевич, А. Козловский, И. Янковский, А. Лау и другие. Большинство из них были казнены, погибли в тюрьмах. Леопольда Гольца приговорили к смертной казни и отправили в Сибирь. Ему удалось бежать из пересыльной тюрьмы к партизанам. В 1920 году Гольц вернулся на копи. Он погиб при исполнении служебных обязанностей.

    В 1920 году, после разгрома Красной Армией войск белопанской Польши, многие поляки попали в плен, их отправляли вглубь страны, в том числе на Урал. Большевистские власти относились к ним плохо, видимо, не простили поражения Михаила Тухачевского (он из обедневших польских дворян, был репрессирован в 1937 году) во время авантюрного наступления на Варшаву Западного фронта. В целях учета военнопленных Польской армии в октябре 1920 года Челябинский губотдел принудительных работ представил список офицеров (27 человек), взятых в плен в Сибири в составе 5-й польской дивизии. Также был представлен список 145 рядовых поляков, взятых в плен в районе боев на Западной Украине, Белоруссии и в Прибалтике. В октябре 1920 года военный представитель Челябкопей сообщал о 315 военнопленных поляках, присланных на работы.

    После заключения мира с Польшей военнопленные были возвращены на родину, вернулась и часть беженцев. Оставшихся в значительной мере коснулись репрессии 1930-х годов.

    Польское дело началось с ареста Николая Шимана, он приехал в Россию из Белоруссии, успел жениться. Пострадал первый директор Челябтракторостроя Казимир Ловин. В отделе писем «Челябинского рабочего» тогда работала полька Нионила Попова. В эти же годы отдельных поляков заносило на Южный Урал на волнах индустриализации.

    17 сентября 1939 года, после присоединения к СССР Западной Украины и Белоруссии, в этих местах было неспокойно. Недовольство людей, оказавшихся в другой стране, накладывалось на сложную экономическую ситуацию. Полякам негде было работать. Часть из них успела убежать в в германскую зону интересов, но немцы взяли не всех. Вглубь России было депортировано около 400 тысяч граждан панской Польши для работы на рудниках и лесозаготовках. Осадников (солдаты, которых наделяли землей ближе к границе, чтобы они стали опорой польской власти), лесников и кулаков выселяли в Коми, на Урал, в том числе в Челябинскую область на лесозаготовки. В наши края прибыло 40 тысяч бывших граждан Польши. Многих молодых парней брали и увозили без предупреждения, родители часто не знали, где их сыновья. Помимо депортированных, на Урал ссылали и поляков, осужденных по политическим статьям. 30 июля 1941 было подписано соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и польским эмигрантским правительством. В августе 1941 года объявили амнистию всем польским гражданам, началось их освобождение из спецпоселений. Местные органы власти оказывали освобожденным содействие в устройстве на работу и в получении жилья. Многие солдаты и офицеры бывшей Польской армии были призваны в польские части, которые стали воевать вместе с Красной армией. В 1943 году был создан Союз польских патриотов, в Челябинске работало областное отделение, в Копейске – городское. После войны в соответствии с советско-польским соглашением от 6 июля 1945 года с Южного Урала началась репатриация бывших польских граждан. Из Челябинска и области на свою историческую родину выехали несколько тысяч поляков. Немало их было в коркинском поселке Роза, большинство вернулось домой. Но многие поляки остались на Южном Урале, который стал для них новой родиной.

    Появлялись наши герои в области и в позднее советское время. В средине 80-х они строили на ММК кислородно-конверторный цех. Остались, ассимилировались и живут по сей день. Но они – граждане Польши, а жены, дети – россияне. Полякам порой трудно решать простые жизненные вопросы – получение паспорта, вида на жительство и т.д. Как говорят их русские друзья, эти люди не чувствуют себя уверенными, а главное – не умеют «качать права».

    Известные поляки края

    Как отмечает Александр Моисеев, польские фамилии заметны в оренбургском «генералитете»: войсковые и наказные атаманы Андрей и Василий Углицкие, Н. Щуцкий, Н. Цукато, Г. Жуковский, Е. Зенбуш, Н. Маслаковец, В. Ожаровский.

    Пионером челябинской археологии считается К. Шишковский. После ссылки он остался на Урале, занимался минералогией Ильмен, золотодобычей. В 1883 году открыл стоянку каменного века на озере Кысыкуль близ Миасского завода. Александр Моисеев подчеркивает, что открытие оказалось значительным, была выделена Кысыкульская археологическая культура.

    Подпоручик Франтишек Конаржевский за участие в освободительном движении в 1862 году был переведен в 7-й Оренбургский линейный батальон в Златоусте. Его потомок Юрий Конаржевский – выпускник Челябинского пединститута, доктор педагогических наук, профессор.

    Заметным поляком Южного Урала наших дней можно назвать челябинского журналиста Андрея Корецкого.

    В областном центре живет кандидат филологических наук, бывший преподаватель ЧГПУ Антон Навроцкий. Челябинский психиатр Геннадий Плужнов сейчас практикует в Польше.

    Начальником Челябинского юридического института МВД РФ долго руководил генерал Олег Нациевский. Он мне сообщил, что тоже имеет польские корни. Олег Дмитриевич родился в Харбине, искал предков, «докопался» аж до 1648 года. Определил, что род Нациевских пошел из села Мациевицы Гомельской области. Большинство предков служили в армии и на флоте, награждены Георгиевскими крестами. Нациевские получили за военные успехи дворянское звание, имели свой фамильный герб. Генерал хотел выяснить, восходят ли фамилии Нациевский и Мациевский к знатному польскому роду Сасов, вместе с Антоном Горбачевским ходил в польский архив, но ничего не узнал. Архивных документов XIV, XVI веков в Польше сохранилось только четыре процента, все сгорело во время последней войны – Варшава была в развалинах (в грузах, как говорят поляки).

    Общество «Солярис»

    В последние годы профессор Горбачевский учит челябинцев польскому языку. Сначала это был факультатив у аспирантов, потом появились студенты и другие люди. Кому-то просто интересно, кто-то решил поехать в Польшу. Антон Антонович преподает на «птичьих правах». Некоторые считают, что он берет за учебу деньги, а профессор делал и делает это безвозмездно. Его группа занимается там, где есть место.

    Профессор А.А. Горбачевский и группа изучающих польский язык

    Один парень после курсов Горбачевского поступил в православную академию в Санкт-Петербурге. Ему очень пригодилось знание языка – о католичестве рассказывают на польском. Кандидат наук Денис Пелихов учил язык для научных целей, а теперь прекрасно переводит поэзию с польского. Студент истфака ЧелГУ Константин Дружинин стал учить польский после просмотра фильма «Четыре танкиста и собака». Профессор очень высоко оценивает его знания языка, польской культуры и литературы. Константин стал активистом культурного общества «Солярис» (помните одноименный фантастический роман Станислава Лема?). Офис этого объединения находится в третьем корпусе ЧелГУ, его создали преподаватели филологического факультета вуза и потомки польских граждан.


    Председателем «Соляриса» стал Владимир Антонов. Он родился в Челябинске в 1962 году, работает директором центра энергосбережения ОАО «Челябтяжмашпроект». Владимир Иванович предпочитает говорить не о себе, а о работе общества. Сразу бросается в глаза, что в «Солярисе» не только поляки, но и люди других национальностей. Объединение налаживает связи с полонийными организациями в России и общественными структурами в Польше, устраивает встречи с поляками, приезжающими на Южный Урал или живущими здесь. Действует польский театр, организуются праздники с презентациями и беседами. Уже стали традиционными просмотры польских фильмов на русском языке и в оригинальном звучании.

    Недавно вышел сборник художественных переводов польской литературы, занявших призовые места на конкурсе общества «Солярис». На объявление о нем откликнулось люди из разных регионов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Калининграда и других городов) и Украины. Я был приятно удивлен, когда увидел в сборнике перевод бывшей корреспондентки «Челябинского рабочего» Евгении Коробковой. 11 ноября общество «Солярис» отмечает День независимости Польши (день образования государства в 1918 году). Поляки отмечают также Рождество, причем в этом нет религиозности. В этот праздник поет вокальный ансамбль польского дома.

    - Мы не формулируем какой-то идеологии, – говорит Владимир Антонов. – Каждый приходит, чтобы получить частичку тепла.

    Непокорные и вспыльчивые

    Поляки говорят: «Еден полек (один поляк – прим. авт.) – холера ясна (ругательство). Два поляка – дефиляда (демонстрация, митинг). Тши (три) поляка – войско польское». Это показывает, что наши герои любят гиперболу, не прочь выпятить себя, что-то преувеличить.

    Из этой же «оперы» милейший анекдот: «Два старых поляка рассуждают: «А ты помнишь фильм "Четыре танкиста и собака?» – «Конечно помню, правдивый фильм, раньше не так много правды о поляках показывали». – «А как ты думаешь, если бы у нас два таких танка было, что тогда?» – «Тогда бы мы войну и без русских выиграли, и не то что немцев, а и японцев победили бы. Представляешь, польские танки в центре побежденного Токио!» – «Нет, я думаю, русские с самого начала все это знали, и именно поэтому дали нам только один танк».

    Вместе с тем, пишет исследователь национального характера Ева Липняцкая, поляки самокритичны. Более того, они, как и русские, просто упиваются своими изъянами и пороками. Однако не терпят, когда посторонние указывают на их недостатки. Наши герои лезут в спор по любому поводу, не соблюдают дисциплину. Они вспыхивают, как порох. И еще: «Поляки, заслужившие репутацию лихих рубак, на самом деле – скаредные защитники собственной территории. Будь у них такая возможность, они предпочли бы воздержаться от войн. Ксенофобия поляков – защитный механизм: они не выжили бы, если бы не лелеяли с неистовой одержимостью «в подполье» свой язык, культуру и традиции. Основными чертами польского национального характера являются приспособляемость, дар импровизации и способность выжать максимум из имеющегося под рукой».

    Как отмечает Антон Горбачевский, наших героев отличает глубокая преданность своей истории, культуре, национальным символам. Один из них – Адам Мицкевич. В 1863 году было подавлено польское восстание. Шел суд. В то время был жив средневековый обычай – последнее желание подсудимого. Один из них сказал: «Дайте мне сборник Мицкевича!» Присутствовавший на заседании генерал Семенов спросил: «Кто это?» Ему объяснил. Он попросил, чтоб ему перевели. В итоге Семенов стал изучать польский язык и сам перевел Мицкевича. А того поляка по ходатайству генерала помиловали.

    Мицкевич потрясал всех, кто его знал. Когда был прощальный вечер, посвященный его отъезду из российской ссылки в Европу, на нем были Вяземский, Пушкин и другие. Жуковский, обращаясь к полякам, сказал: «Мы взяли его сильным, возвращаем могучим!» За шесть лет ссылки Мицкевич возмужал как поэт. Он дружил с Пушкиным, который по его совету учил английский, чтобы читать Байрона.

    Как я уже отмечал, историческое самосознание народа до сих пор терзают фантомные боли о Речи Посполитой. Ход истории постоянно их усугубляет (расстрел польских офицеров в Катыни в 1940 году, катастрофа самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском в апреле 2010-го и т.д.). Как говорит Владимир Антонов, после Варшавского восстания народная душа закрылась, но не покорилась. Этот мотив есть в фильмах Анджея Вайды и других польских режиссеров. По мнению председателя челябинского «Соляриса», главная черта народа – сдержанная независимость, непокоренность. Она сполна проявляется и у современных российских поляков. Я это почувствовал, когда в ответ на просьбу об интервью встретил недоверие и подозрительность с их стороны. Как позже признался один из наших героев, поначалу они приняли меня за представителя вертикали власти. «У вас претензии к российской власти или к обществу тоже?» – спросил я у поляков. И неожиданно получил ответ, что они имеют вопросы ко всем нам. Словно заглаживая свою не совсем объяснимую вину перед этим вечно обиженным и недолюбленным народом, в Челябинске и других городах России в польские общества вступают люди самых разных национальностей – русские, татары, евреи и т.д.

    Для большинства россиян произошедшее 60-70 лет назад – история. Да что там – у нас и случившееся 10 лет назад уже глубокое прошлое, мы сейчас катастрофически мельчаем и все больше живем одним днем. А для поляков, сказали мне, все близко. «Они живут в контексте истории?» – спросил я Владимира Антонова. «Нет, для них это жизнь. Каждый поляк начнет загибать пальцы, перечисляя свои обиды. Они не расстаются с идеалами восстания, независимости. Подвиг для них – стиль жизни, это здорово проявилось в событиях 80-х, когда в борьбу с коммунистическим режимом вступил профсоюз «Солидарность» и его лидер Лех Валенса». Между тем, в Челябинске все чаще появляются объявления: «Есть желающие учить польский язык?» Хочется думать, что потомки ссыльных и репрессированных поляков все-таки освобождаются от многолетней психологической брони и уже спокойнее смотрят на некогда чуждый мир вокруг себя…

    Кухня

    Полная превратностей история страны наложила свой отпечаток и на польскую кухню, отмечают историки. Как жители Северной Европы, поляки всегда отдавали предпочтение обильной, сытной и сравнительно сладкой кухне. А принадлежность к славянским народам выразилась в пристрастии к кисло-сладким или заправленным сметаной блюдам. Поляки переняли целый ряд еврейских кушаний, в том числе знаменитую фаршированную рыбу. Под влиянием еврейской кухни большинство блюд готовится не на свином, а на гусином жире.

    Благодаря соседству с Пруссией в стране распространился картофель. Поляки придумали картофельную запеканку. В целом кухня сохранила свой патриархально-крестьянский характер. Супы из свеклы, капусты, помидоров, тыквы и щавеля нередко составляют единственное блюдо обеда или ужина. В жаркие летние дни готовят холодные супы из клубники, черешни, яблок и груш, а также из лесных ягод. Осенью популярны супы из огурцов и грибов. В аграрных областях до сего времени бытуют и традиционные блюда из круп, к которым добавляют жареную свинину, солонину или мясо птицы. Кухня славится многообразием вареных и твердокопченых колбас. Под острые блюда пьют водку. Наряду с пивом и молоком, которыми в Польше утоляют жажду, еще с языческих времен сохранилась медовина – напиток, подслащенный медом. Есть блюда, которые готовят только в Польше.

    Например, бигос (смотрите рецепт), который стал символом национальной кухни. В суровые зимы, отмечают исследователи, им спасались солдаты в походах и монахи в монастырях, шляхта в замках и крестьяне в хатах. В произведениях Адама Мицкевича бигос едят охотники. Некоторые считают, что его можно довольно долго (неделями) держать замороженным, отрезая и разогревая лишь порцию, необходимую для трапезы.

    Национальная одежда

    Насчитывается примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши. Некоторые более популярны. Наряды Кракова стали символом борьбы за национальную свободу, так как крестьяне из краковской местности участвовали в восстании Костюшко. Народные костюмы стали модными со второй половины XIX столетия, когда дешевые и в широком масштабе произведенные ткани стали более доступны простому населению. В наше время традиционные костюмы надевают на свадьбы и другие важные события в семье и на неофициальные встречи. Жакет Горале сделан из прекрасной небеленой шерсти с отличительным ручным рукоделием. Соответствующие брюки также украшены изящным рукоделием и имеют черную полосу внизу каждой штанины. Костюм также дополняет черная фетровая шляпа. Традиционные ботинки, которые носят с этим нарядом, подобны мокасинам с длинными шнурками, что завязываются по ноге. Женский жилет вышит шелком и иногда содержит крошечные бусинки или жемчуг. Костюмы во всех областях имеют яркую окраску и вышивку.

    Как вам живется на Южном Урале?

    Казимеж БАБУЛА, дежурный по ремонту оборудования ММК, Магнитогорск:

    - Я родился в Польше в 1963 году в большой деревенской семье, у нас четыре сестры и три брата. После окончания школы выучился на строителя. У нас уже тогда было многопрофильное образование, поэтому я много чего умею делать. В сентябре 1990 года приехал в Магнитогорск, на строительство кислородно-конверторного цеха. А уже в октябре в кинотеатре «Современник» познакомился с Ларисой, она швея. Девушка улыбнулась, когда я с акцентом спросил, как проехать в общежитие, хотя на русском говорю неплохо – в советское время в Польше его хорошо учили. Стали встречаться, полюбили друг друга. Я съездил на родину, привез бумаги, что не вступал в брак, и 1 июня 1991 года мы поженились. Свадьба проходила на квартире родителей Ларисы. В России умеют хорошо угощать, особенно меня и моих друзей поразило обилие салатов, в Польше столько не делают, больше в ходу копченое мясо, колбасы и фрукты. В 1998 году у меня закончился контракт, мы решили остаться в России. На заработанные деньги купили квартиру, есть у нас и машина. Я работаю на ММК, если денег не хватает, обращаюсь за помощью в профком, – помогают, раньше давали детям путевки в лагеря. А детей у нас четверо! Три дочери и сын, он самый младший, родился в 2005-м. Дочек я крестил в Польше, в католическом костеле, а сына – в Челябинске. Они знают язык – слышат, как мы в польской общине общаемся. В семье отмечаем Рождество, Пасху. Дома готовим бигос (мои русские друзья его оценили), а также белый и червонный (красный) борщ (по-польски – барщ). У меня есть ностальгия по Польше, но я жил и буду жить в России. Собираюсь получать гражданство, а то меня на работе в шутку зовут гастарбайтером. Магнитогорск за эти годы очень изменился, стал современнее. Мне хочется, чтобы люди знали, что к этому приложили руки и мы, поляки. Я верю, что в России все пойдет хорошо, и нам в этой стране будет комфортно.

    Анекдот про поляков

    Одна старушка, услыхав, что ее родина теперь в России, а не в Польше, сказала: "Слава Богу! Еще одну лютую польскую зиму я просто не переживу”.

    Бигос классический

    Потребуется: 2 кг белокачанной капусты, 2 кг квашеной капусты, 0,5 кг красного мяса (свинина либо дичь), 0,25 кг разных колбас (охотничьей, силезской или любой другой копчёной колбасы), 0,25 кг копчёной подчеревины (свиное сало с большим включением мяса), несколько лесных грибов, свежих или сушеных, черный перец (горошком), соль, лавровый лист. Приготовление. Свежую и квашеную капусту мелко порезать, залить водой и тушить на малом огне с грибами, перцем, солью и лавровым листом до размягчения (около 2 часов). Подчеревину порезать на маленькие кусочки и обжарить на сковороде. Добавить к ней порезанное на кусочки мясо и колбасу. Убрать излишек жидкости из капусты (если таковой имеется) и добавить обжаренное мясо вместе с жиром. Тушить ещё часик-другой (чем дольше, тем лучше). Готовое блюдо должно иметь густоватую консистенцию (при подаче на стол не должно пускать сок), слегка кисловатый вкус и запах копчёностей. В бигос также добавляют тмин, майоран, чернослив, сухое красное вино или томатную пасту. Блюдо не теряет свои вкусовые качества при разогревании, даже становится вкуснее. Поэтому оно особо популярно зимой, когда для хранения его можно выставлять на улицу. Едят эту польскую вкуснятину с хлебом.


    Общенациональным считается костюм жителей Кракова. У меня дома как раз стоит сувенирный поляк из этой бывшей столицы страны – давно собираю фигурки людей в национальных костюмах из разных мест планеты, эту привезла коллега Ольга Айзенберг. Я нарядился и стал настоящим паном.

    P.S. Мы закончили «путешествие» по буквам «о» и «п» нашей живой энциклопедии «Планета Южный Урал». На «о» в области живут: орочи (один человек), осетины (383), осетины-иронцы (1). На «п» – персы (26), пуштуны (34). Наш следующий рассказ – о русских.




    Источник: http://mediazavod.ru/articles/103495
    Категория: Наши друзья | Добавил: Komocki (05.11.2011) | Автор: Лев Лузин _ Предыдущая статья Следу W
    Просмотров: 4738 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Разделы/Rozdziały
    Язык, Культура, Традиции [38]
    Спорт, Активный отдых [7]
    Памятные даты [17]
    Истории наших семей [6]
    Наши друзья [30]
    История наших стран. Политика [88]
    Законы, Правовые акты. [17]
    Экономика. Недвижемость. Бизнесс. [7]

    Туризм/Turystyka


    Все путеводители

    Расход топливаРасход топлива

    Поиск

    Фото/Foto

    РОО СК  "Объединённые польские сердца" Сайт управляется системой uCoz под редактированием Станислава Комоцкого с 2007 года.