Anna_Livia_Plurabelle
спросила меня, не могу ли я поподробнее рассказать о Тадеуше Рейтане.
Выполняю с удовольствием эту просьбу и пишу пост для нее. Это очень
приятно - делать что-то для кого-то конкретно.
«Рейтан. Упадок Польши» Ян Матейко
Полотно, масло 282 х 487 см
Эту
картину Ян Матейко написал в 1866 году, ему тогда было 28 лет. Недавно
поражением закончилось очередное польское национальное восстание, т.
наз. Январское, начавшееся в 1863 году. Молодой художник сам принимал в
нем участие, доставляя оружие восставшим. В работе отразились
романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и
личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан.
Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает,
что картину следует прочитать в двух измерениях:
аллегорически-символическом и историческом.
Давайте вместе попытаемся это сделать.
Композиция
картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные
части, построенные по принципу «золотого сечения». Правая (большая) –
«густо населена» толпящимися фигурами; в левой (меньшей) – только один
главный персонаж.
Это
– депутат польского сейма от Новогрудской земли – Тадеуш Рейтан. Его
положение, поза и жесты – экспрессивны и выразительны. Он явственно
хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда
выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня,
не убивайте Родину!».
Толпа как бы особенно и не стремиться туда, за дверь, все словно остановились в нерешительности…
Что же происходит?
Исторический экскурс.
5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.
Вот, делят "пирог":
Карта первого раздела:
Как бы и не очень много взяли (на первый раз), но и так нельзя...
Этого
решения сверху оказалось недостаточно и Речь Посполитая, по
постановлению захватчиков, должна была сама согласиться с вынесенным
приговором. В какой-то мере этого могло успокоить международное
общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту.
Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими
элементами правления: существовали местные региональные сеймики и Сейм,
то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании
законности раздела.
Король
Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, он еще
надеялся на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в
бездействии». Проволочка результатов не дала, и в феврале 1773 года
король получил ультиматум от захватчиков: или Сейм будет созван 19
апреля, или раздел будет осуществлен по-новому, с большими территориями.
19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.
Королевский замок
На
заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от
Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) –
Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана
и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм
большинством голосов согласился с разделом польских земель.
Вернемся к картине.
Группа в центре:
Символично,
но шляхтичи одеты в красно-белых тонах. Очевидно, здесь пробивается
горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее
предатели: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь.
Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны
согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в
отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом
костюме – это знакомый тех, кто читал пост о Софии Потоцкой, – Станислав
Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту
сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно
экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками – статичны, они
словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в
традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан
(нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными
рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом,
он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками, а слева от
него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко
острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер
поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье:
короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из
польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь
туфель, сколько же здесь штанов…».
Традиционный польский костюм:
Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он справа:
Он
тоже одет традиционно и как бы своим движением старается противостоять
бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура –
Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной
защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава
Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой
жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской.
А за ним – и сам король.
Для
него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с
вами…», и ни за, и не против. Мне кажется, что Станислава Августа всю
жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной
стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего
мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с
другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на
престол и ею же был «пригрет» после детронизации.
Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…
На
втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в
Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама
Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и
самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в
прошлом любовница Станислава Августа.
По центру картины – портрет Екатерины Великой.
Ян
Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только
персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на
картинах.
Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.
Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.
Однако, все ли было так на самом деле?
Ян
Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и
собственную трактовку сюжета. Польские историки усматривают следующие
расхождения изображенной сцены с действительными событиями:
- король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
- посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
- в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
- российских солдат тоже еще не было в замке;
- Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
- Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
- Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
- женщины не присутствоали на заседании Сейма.
Что же было дальше?
Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году.
Прижизненные портреты Тадеуша Рейтана:
В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.
Картина
Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на
Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику
моментально пришла слава, и его материальное положение значительно
улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император
Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в
1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на
хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было
захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от
польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в
собрании Королевского замка.
Вот такая история и такая картина.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lucinema_studio/post98419330/ |