REGIONALNA SPOŁECZNA ORGANIZACJA OBWODU STAWROPOLSKIEGO
 «ZJEDNOCZONE POLSKIE SERC
  Вы вошли как Гость | Группа "Гости РОО СК "ОПС""Приветствую Вас Гость | RSS
Вход/Załoguj

Меню/Menu

Język polski

Страницы/Strony

Контакт/Kontakt

Друзья/Przyjaciele
  • Prezydent RP
  • Senate RP
  • Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP
  • Посольство Республики Польша в Москве
  • Конгресс Поляков в России
  • ГОО КПД "Польские сердца Невинномысска"
  • Fundacja SEMPER POLONIA
  • Wspólnota Polska
  • Fundacji "Pomoc Polakom na Wschodzie

  • Statystyki
    Онлайн всего/On-line ogółem: 1
    Гостей/Gości: 1
    Пользователей/Użytkowników: 0

    Сегодня с нами/Dziś z nami

    Главная » Статьи » Язык, Культура, Традиции

    О Тадеуше Рейтане

    Anna_Livia_Plurabelle спросила меня, не могу ли я поподробнее рассказать о Тадеуше Рейтане. Выполняю с удовольствием эту просьбу и пишу пост для нее. Это очень приятно - делать что-то для кого-то конкретно.

     

    «Рейтан. Упадок Польши» Ян Матейко

     

    Полотно, масло 282 х 487 см

     

     

     

    Эту картину Ян Матейко написал в 1866 году, ему тогда было 28 лет. Недавно поражением закончилось очередное польское национальное восстание, т. наз. Январское, начавшееся в 1863 году. Молодой художник сам принимал в нем участие, доставляя оружие восставшим. В работе отразились романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает, что картину следует прочитать в двух измерениях: аллегорически-символическом и историческом.

    Давайте вместе попытаемся это сделать.

    Композиция картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные части,  построенные по принципу «золотого сечения». Правая (большая) – «густо населена» толпящимися фигурами; в левой (меньшей) – только один главный персонаж.

     

     

    Это – депутат польского сейма от Новогрудской земли  – Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты – экспрессивны и выразительны. Он явственно хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!».

    Толпа как бы особенно и не стремиться туда, за дверь, все словно остановились в нерешительности…

    Что же происходит?

    Исторический экскурс.

    5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.

    Вот, делят "пирог":

    Карта первого раздела:

    Как бы и не очень много взяли (на первый раз), но и так нельзя...

     

    Этого решения сверху оказалось недостаточно и Речь Посполитая, по постановлению захватчиков, должна была сама согласиться с вынесенным приговором. В какой-то мере этого могло успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту. Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления: существовали местные региональные сеймики и Сейм, то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании законности раздела.

    Король Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, он еще надеялся на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в бездействии». Проволочка результатов не дала, и в феврале 1773 года король получил ультиматум от захватчиков: или Сейм будет созван 19 апреля, или раздел будет осуществлен по-новому, с большими территориями.

    19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.

    Королевский замок

     

     

    На заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.

    Вернемся к картине.

    Группа в центре:

     

     

    Символично, но шляхтичи одеты в красно-белых тонах. Очевидно, здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее предатели: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом костюме – это знакомый тех, кто читал пост о Софии Потоцкой, – Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками – статичны, они словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками,  а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

    Традиционный польский костюм:

     

     

    Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он  справа:

     

    Он тоже одет традиционно и как бы своим движением старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской.

    А за ним – и сам король.

    Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и не против. Мне кажется, что Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.

    Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…

     

    На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа.

     

     

    По центру картины – портрет Екатерины Великой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

    Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные  документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.

     

     

    Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.

    Однако, все ли было так на самом деле?

    Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета. Польские историки усматривают следующие расхождения изображенной сцены с действительными событиями:

    • король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
    • посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
    • в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
    •   российских солдат тоже еще не было в замке;
    • Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
    • Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
    • Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
    • женщины не присутствоали на заседании Сейма.

     

     

    Что же было дальше?

     

    Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году.

    Прижизненные портреты Тадеуша Рейтана:

     

     

    В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.

    Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику моментально пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в 1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

    Вот такая история и такая картина.



    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lucinema_studio/post98419330/
    Категория: Язык, Культура, Традиции | Добавил: Komocki (06.06.2012)
    Просмотров: 1957 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Разделы/Rozdziały
    Язык, Культура, Традиции [38]
    Спорт, Активный отдых [7]
    Памятные даты [17]
    Истории наших семей [6]
    Наши друзья [30]
    История наших стран. Политика [88]
    Законы, Правовые акты. [17]
    Экономика. Недвижемость. Бизнесс. [7]

    Туризм/Turystyka


    Все путеводители

    Расход топливаРасход топлива

    Поиск

    Фото/Foto

    РОО СК  "Объединённые польские сердца" Сайт управляется системой uCoz под редактированием Станислава Комоцкого с 2007 года.