|
За несколько последних десятилетий вроцлавские гномы на столько срослись с панорамой города, что мало кто задается вопросом – а с чего, собственно, все началось? Крохотные фигурки этих мифических создания радуют и местных жителей, и понаехавших туристов, а сам Вроцлав давно зажил славы «столицы польских гномов». Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое и приблизимся к истокам вроцлавской «гномомании».
Польша, 80-е годы XX века. Всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки в магазинах, лицемерие политиков, серая реальность. Все это стало причиной создания небольшого сообщества, целью которого стало несогласие и борьба с действующим режимом. Это сообщество решило не использовать в своих действиях столь привычную грубую силу, а изменить ситуацию довольно-таки оригинальным способом, даря людям надежду на будущее. И, если символом прогнившего коммунистического строя был красный цвет, то почему бы людям «новой волны» не отдать предпочтение другому оттенку, на пример – оранжевому. Соответственно, и название для сообщества привязали к этому яркому цвету, назвав его «Апельсиновая Альтернатива».
ФОТОАЛЬБОМ с КРАСНОЛЮДКАМИ
|
Идея «бескровной» борьбы пришлась по душе местной богеме. Со временем к сообществу присоединилась и прогрессивная молодежь. Лидером и главным вдохновителем «Апельсиновой Альтернативы» стал Вальдемар «Майор» Фридрих – польский писатель, актер и, по совместительству, массовик-затейник. Но лидер и сподвижники – это еще не все. Нужен был символ. Яркий, узнаваемый, оригинальный. С легкой руки того же Майора, он появился.
Утром 31 августа 1982 года, жители вроцлавского микрорайона Семпульно заметили на трансформаторной будке странное изображение. Ярко-оранжевый гномик улыбался во все свои несуществующие зубы, размахивая огромным цветком. У прохожих такой «авангардный» рисунок невольно вызывал улыбку.
Автором сего шедевра, как вы уже догадались, был Вальдемар Фридрих. Аналогичное изображение, «тщательно вырисованное» Веськом Цупалой, появилось той же ночью на стене многоэтажки в Бискупине.
Места, где появились изображения гномов, были выбраны не случайно. Дело в том, что и на трансформаторной будке, и на стене многоэтажки ранее были нанесены антикоммунистические надписи, в последствии закрашенные работниками милиции. Таким нехитрым образом «апельсиновые» решил побороться с лицемерием действующей власти. Гномы на «милицейских» пятнах вызывали интерес и неподдельные эмоции у прохожих.
«Апельсиновая Альтернатива» действовала в основном во Вроцлаве, но частенько ее активисты отправлялись и в другие польские города – в Лодзь, в Варшаву, в Люблин. Информация о событиях в столице Дольного Шленска расходилась по стране со скоростью света.
В годы военного положения (см. «Войцех Ярузельский: последний диктатор Польши») надписи на стенах символизировали открытое противостояние социалистическому режиму. Слоганы «Солидарности» частенько наносились с использованием смолы и закрасит их было очень трудно. Власти старались, как могли. Но стоило добавить к бесформенному пятну всего несколько штрихов (помните, как в детской песенке «Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек»), как оно чудесным образом превращалось в гномика. А, согласно философии Гегеля, из синтеза двух противоположных идей может возникнуть новая идея.
Именно так и объяснял происхождение гномов арестованный Майор. Изначальная надпись – тезис, пятно – антитезис, а гном – синтез. Альтернатива успешно продолжает свою работу.
Вскоре изображения гномов появились на улицах пяти крупнейших городов Речи Посполитой. Интерес к «Апельсиновой Альтернативе» достиг своего апогея тогда, когда сообщество заявило о проведении марша в честь Дня Защиты Детей 1 июня 1987 года. Хотя событие заранее позиционировалось, как исключительно мирное, стражи социалистического правопорядка все же не сумели удержаться на дистанции, ворвались на улицу Свидницкую и арестовали активистов, которые раздавали прохожим конфеты. В ответ на милицейский беспредел, толпа начала скандировать «Гномы существуют!». Это событие вошло в историю под названием «Революция гномов».
До начала 90-х годов, Апельсиновая Альтернатива получила откровенное признание в Польше, а на улице Свидницкой даже был установлен памятный знак в виде… гнома. Папа Краснолюдек – первый вроцлавский гном, который и является родоначальником всей их огромной династии.
А символическое значение места – просто зашкаливает. Альтернатива продолжала активную деятельность, подрывая действующий режим своей открытостью, оригинальностью и миролюбием. Ее вклад в освобождение Речи Посполитой из социалистического лагеря – несомненен. Во Вроцлаве даже подшучивают – гномы уничтожили коммунизм.
Спустя годы, в Городе открыли Музей Апельсиновой Альтернативы. Горожане гордятся своим вкладом в новейшую историю Польши, а гномы… Впрочем, теперь вы знаете, что вроцлавские гномы – это не только забавные существа из потусторонних миров. Это еще и символ свободы, человеческого достоинства и победы над нечеловеческим режимом.
Источник: https://vk.com/wall-63168048?own=1&w=wall-63168048_502 |