Польский портрет эпохи барокко, т.н.
"сарматский портрет", представляет собой очень интересное явление в
истории европейской живописи. "Сарматский портрет" получил свое название
от т.н. "сарматизма" - специфической шляхетской идеологии и культуры
конца XVI-XVIII вв., обладающей ярко выраженными национально-самобытными
чертами.
О сарматском портете можно почитать здесь.
Портрет Якуба Собесского (1580-1646). Первая половина XVII в.
Портрет Станислава Гераклиуша Любомирского. Вторая половина XVII в.
Портрет Збигнева Оссолиньского с сыновьями. До 1650 г.
Портрет Винценты Александра Корвина Гонсевского, польного гетмана Литовского. Середина XVII в.
Щит к тому времени уже потерял практическое значение, но использовался до начала XVIII века в качестве парадного оружия.
Еще один портрет того же персонажа.
Портрет короля Яна III Собесского. Худ. Ежи Семигиновский. После 1693 г. Варшава, Музей дворца в Виланове
Победитель турок под Веной изображен в фантастическом римско-сарматском одеянии.
Портрет Венглиньского, подскарбия Хелмнского, около 1750 г.
Архаическая кольчуга продолжала носиться в польской кавалерии вплоть до середины XVIII века, правда, в основном, на парадах.
Портрет Борейки, каштеляна Завихойского, около 1735 г.
Портрет Станислава-Антония Щуки. 1709 г.
Шляхтич изображен в типичном национальном костюме - в кунтуше, жупане, цветных сапогах, с кушаком и саблей. Шляхта носила короткую прическу и усы. Модные в Европе парики не получили в Польше широкого распространения и носились исключительно с западноевропейским платьем.
Портрет Антония Бельского, 1782 г.
На портрете видны ордена Св. Станислава (на шее) и Белого Орла (звезда и лента). В XIX веке эти польские ордена войдут в наградную систему Российской Империи, при этом голубая лента ордена Белого Орла станет темно-синей.
Портрет Яна Стоковского (1741-?) в мундире ордена Св. Станислава, 1787 г.
Портрет Адама Сариуша Стоковского. Худ. Якуб Усажевский. Около 1783 г.
Шляхтич изображен в дворянском мундире. Цвета кунтушей и жупанов различалась по воеводствам ("воеводские мундиры"), но могли различаться также по поветам ("поветовые мундиры"). Кунтуш с небольшими лацканами по моде того времени.
Портрет шляхтича. Середина XVIII в.
Судя по атрибутам (кираса, леопардовая шкура), изображен офицер гусарской хоругви. Знаменитая польская "гусария" доживала последние дни. Западноевропейский рыцарский шлем на столе - чисто декоративный.
Обращают на себя внимание монголоидные черты лица шляхтича. (Между прочим, как показали генетические исследования, "монгольских" генов у поляков больше, чем у русских.)
Следующие три картины, строго говоря, не относятся к "сарматскому портету", однако могут служить иллюстрацией к истории польского костюма.
Портрет Леопольда Медичи ребенком. 1620-е гг.
Будущий кардинал изображен в польско-венгерском костюме. Венгерский костюм был чрезвычайно популярен среди польской знати, начиная с времен Стефана Батория.
Портрет короля Августа III в польском костюме. Худ. Луи де Сильвестр. Середина XVIII в.
Портрет князя Иеронима Флориана Радзивилла (худ. Якуб Вессель), 1746 г.
Князь изображен в гусарском мундире типичного для середины XVIII в. фасона, отличающемся, правда, веселенькой расцветкой.
Особой разновидностью сарматского портрета был т.н. "труменный портрет" - надгробные изображения лица умершего, имеющие сходство со знаменитыми "фаюмскими портетами".
"Труменный портрет" Станислава Войши, неизв. худ., 1677. Варшава, Музей дворца в Виланове
"Труменный портрет" Войцеха Бенджиньского, герба Белина
"Труменный портрет" шляхтянки
Т.н. "Голуховская таблица" с типами польских костюмов и вооружения, около 1620 г. (Национальный музей в Познани)
Гусар, панцерный казак и ротмистр (типы Голуховской таблицы)
"Шляхтич и смерть". Раскрашенный рельеф XVII в.
Польский национальный шляхетский костюм - жупан и кунтуш, конец XVIII в.
Портрет Станислава Гераклиуша Любомирского. Вторая половина XVII в.
Портрет Збигнева Оссолиньского с сыновьями. До 1650 г.
Портрет Винценты Александра Корвина Гонсевского, польного гетмана Литовского. Середина XVII в.
Щит к тому времени уже потерял практическое значение, но использовался до начала XVIII века в качестве парадного оружия.
Еще один портрет того же персонажа.
Портрет короля Яна III Собесского. Худ. Ежи Семигиновский. После 1693 г. Варшава, Музей дворца в Виланове
Победитель турок под Веной изображен в фантастическом римско-сарматском одеянии.
Портрет Венглиньского, подскарбия Хелмнского, около 1750 г.
Архаическая кольчуга продолжала носиться в польской кавалерии вплоть до середины XVIII века, правда, в основном, на парадах.
Портрет Борейки, каштеляна Завихойского, около 1735 г.
Портрет Станислава-Антония Щуки. 1709 г.
Шляхтич изображен в типичном национальном костюме - в кунтуше, жупане, цветных сапогах, с кушаком и саблей. Шляхта носила короткую прическу и усы. Модные в Европе парики не получили в Польше широкого распространения и носились исключительно с западноевропейским платьем.
Портрет Антония Бельского, 1782 г.
На портрете видны ордена Св. Станислава (на шее) и Белого Орла (звезда и лента). В XIX веке эти польские ордена войдут в наградную систему Российской Империи, при этом голубая лента ордена Белого Орла станет темно-синей.
Портрет Яна Стоковского (1741-?) в мундире ордена Св. Станислава, 1787 г.
Портрет Адама Сариуша Стоковского. Худ. Якуб Усажевский. Около 1783 г.
Шляхтич изображен в дворянском мундире. Цвета кунтушей и жупанов различалась по воеводствам ("воеводские мундиры"), но могли различаться также по поветам ("поветовые мундиры"). Кунтуш с небольшими лацканами по моде того времени.
Портрет шляхтича. Середина XVIII в.
Судя по атрибутам (кираса, леопардовая шкура), изображен офицер гусарской хоругви. Знаменитая польская "гусария" доживала последние дни. Западноевропейский рыцарский шлем на столе - чисто декоративный.
Обращают на себя внимание монголоидные черты лица шляхтича. (Между прочим, как показали генетические исследования, "монгольских" генов у поляков больше, чем у русских.)
Следующие три картины, строго говоря, не относятся к "сарматскому портету", однако могут служить иллюстрацией к истории польского костюма.
Портрет Леопольда Медичи ребенком. 1620-е гг.
Будущий кардинал изображен в польско-венгерском костюме. Венгерский костюм был чрезвычайно популярен среди польской знати, начиная с времен Стефана Батория.
Портрет короля Августа III в польском костюме. Худ. Луи де Сильвестр. Середина XVIII в.
Портрет князя Иеронима Флориана Радзивилла (худ. Якуб Вессель), 1746 г.
Князь изображен в гусарском мундире типичного для середины XVIII в. фасона, отличающемся, правда, веселенькой расцветкой.
Особой разновидностью сарматского портрета был т.н. "труменный портрет" - надгробные изображения лица умершего, имеющие сходство со знаменитыми "фаюмскими портетами".
"Труменный портрет" Станислава Войши, неизв. худ., 1677. Варшава, Музей дворца в Виланове
"Труменный портрет" Войцеха Бенджиньского, герба Белина
"Труменный портрет" шляхтянки
Т.н. "Голуховская таблица" с типами польских костюмов и вооружения, около 1620 г. (Национальный музей в Познани)
Гусар, панцерный казак и ротмистр (типы Голуховской таблицы)
"Шляхтич и смерть". Раскрашенный рельеф XVII в.
Польский национальный шляхетский костюм - жупан и кунтуш, конец XVIII в.