Москвитин Ф.А. "Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год"
Однако установление дня освобождения Москвы от
поляков Всероссийским национальным праздником вряд ли можно воспринять с
большой симпатией. Тем более на фоне отмены выходного дня, а фактически
попытки отменить празднование 7 и 8 ноября Великой Октябрьской
социалистической революции. Не постигнет ли его участь празднования дня
независимости России 12 июня, когда населению не могли объяснить - от
кого Россия приобрела независимость, и стали называть праздник "День
России"?..
Аргумент, который выразил один из избранников, весьма оригинален, если не сказать прямо - неубедителен. Предлагая установить в качестве праздника дату 4 ноября, когда Россия в 1612 году освободилась от польских захватчиков, он заявил, что этот день является "действительно значимым днём для россиян. Этот праздник не такой спорный, как отмечаемый 7 ноября День согласия и примирения". Вот так: один менее спорный, чем другой. Словно официально называемый День примирения и впрямь свидетельствовал о примирении, а не о том, что одни встали на защиту Временного правительства, а другие пошли за большевиками, меньшевиками и эсерами. Конечно, нет. Он остался праздником Октябрьской революции, особенно для старших поколений. Название "День примирения" воспринималось здравомыслящими абсурдом.
В самом же праздновании Октябрьской революции 7 ноября не было, и нет ничего спорного. Революция - состоявшийся исторический факт. Он может нравиться или нет, но социалистическая революция была. Да, её называют "октябрьским переворотом", так её называли и большевики во главе с В.И. Лениным. И только с 1937 года день 7 ноября стали официально называть днём Великой Октябрьской социалистической революции, и тогда же он появился на календаре. Его можно отменить, но аргументы должны быть весьма вескими и не оскорблять память и жизнь многих из тех, кто и ныне признаёт Великий Октябрь - великим днём, каким он действительно и является, даже если кому-то очень это не по душе.
Эрнст Лисснер "Изгнание поляков из Кремля"
А вот действительно ли дата 4 ноября 1612 года является "не такой спорной"? Действительно ли эта дата является национальной святыней всех объединяемых ныне Российской Федерацией народов, когда многие из них в то далёкое время не относились к великорусскому населению и именовались инородцами? Мало того, образ Казанской иконы Божией Матери, который вдохновил ополченцев на борьбу с поляками, относится к православной вере, а ныне в России живут не только православные. Кого объединяет и должен объединять этот национальный праздник?
А исторические события, предшествовавшие 4 ноября 1612 года и после вообще "смущают" в признании дня освобождения Москвы от польских интервентов в качестве Всероссийского национального праздника, как это утверждают некоторые нынешние деятели от науки и политики. Судите сами.
На престол поляков посадила сама Москва, избрав на российский престол 27 августа 1610 года польского королевича Владислава и впустив в свои стены польский военный отряд под начальством Жолковского. Так были ли поляки интервентами? Или Москва в то время из двух зол (ибо Лжедмитрий II - Самозванец или как его называли Тушинский вор, тоже представлял угрозу для Москвы) выбрала меньшее?
Владислав IV в юности
4 ноября 1612 года с освобождением Москвы сама Россия не освободилась от польских захватчиков, а это не одно и то же. В последующие годы этим захватчикам были отданы значительные территории вместе с русскими городами.
К 1612 году Новгород, захваченный шведами, фактически отложился от Русской земли и признал своим государем шведского королевича Карла Филиппа, Псков, дабы избежать подобной участи, присягнул на верность польскому ставленнику Лжедмитрию III - самозванцу Сидорке.
Ещё аргументы?!. И это "не такой спорный" день - 4 ноября!?.
Приживётся ли праздник 4 ноября 1612 года, как общенациональный и бесспорный по своей исторической глубине и значимости для многонациональной демократической России - покажет время. Но одно бесспорно - нельзя, не позволительно живущим швырять камни в прошлое, если мы хотим слыть великой страной, где достойно и свободно живут граждане-патриоты, где правители не страдают идеологической чесоткой, а мудры в словах и делах.
Французы до сего времени не отменили свой национальный праздник - Штурм Бастилии, который отмечают с 1880 года, хотя этот Штурм в последующие революционные годы имел для страны кровавый след.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Национальный праздник страны должен не столько отражать то или иное историческое событие, сколько показывать общественно-политические эпохальные перемены в государстве, значимые мировые движения и т.д., которые запечатлены в народе не законами, а, прежде всего, в его неугасающей памяти, он должен объединять людей и убеждать их в величии Родины.
Однако, высказывая свою точку зрения о праздновании освобождения Москвы от польских интервентов, нельзя умалять само историческое событие, каким явилось 4 ноября 1612 года для России. Этот день, безусловно, останется в истории потомков как великое народное движение за свободу своей Родины. Не забудется и подвиг князя Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Это подтверждает и памятник, воздвигнутый им в сердце Москвы на Красной площади со словами благодарности от всей России.
День 4 ноября 1612 года убеждает нас и в том, насколько опасно для существования самого государства разъединение людей, политический шабаш и раздрай власти. С высоты сегодняшних перемен в России, если мы действительно хотим возвеличить её, дата освобождения Москвы от поляков не должна забываться, как и многие другие даты славных деяний наших предков.
А. И. Лобачёв
доктор исторических наук, профессор-политолог, заведующий кафедрой гуманитарных наук Псковского государственного политехнического института, член Союза журналистов России.
Аргумент, который выразил один из избранников, весьма оригинален, если не сказать прямо - неубедителен. Предлагая установить в качестве праздника дату 4 ноября, когда Россия в 1612 году освободилась от польских захватчиков, он заявил, что этот день является "действительно значимым днём для россиян. Этот праздник не такой спорный, как отмечаемый 7 ноября День согласия и примирения". Вот так: один менее спорный, чем другой. Словно официально называемый День примирения и впрямь свидетельствовал о примирении, а не о том, что одни встали на защиту Временного правительства, а другие пошли за большевиками, меньшевиками и эсерами. Конечно, нет. Он остался праздником Октябрьской революции, особенно для старших поколений. Название "День примирения" воспринималось здравомыслящими абсурдом.
В самом же праздновании Октябрьской революции 7 ноября не было, и нет ничего спорного. Революция - состоявшийся исторический факт. Он может нравиться или нет, но социалистическая революция была. Да, её называют "октябрьским переворотом", так её называли и большевики во главе с В.И. Лениным. И только с 1937 года день 7 ноября стали официально называть днём Великой Октябрьской социалистической революции, и тогда же он появился на календаре. Его можно отменить, но аргументы должны быть весьма вескими и не оскорблять память и жизнь многих из тех, кто и ныне признаёт Великий Октябрь - великим днём, каким он действительно и является, даже если кому-то очень это не по душе.
Эрнст Лисснер "Изгнание поляков из Кремля"
А вот действительно ли дата 4 ноября 1612 года является "не такой спорной"? Действительно ли эта дата является национальной святыней всех объединяемых ныне Российской Федерацией народов, когда многие из них в то далёкое время не относились к великорусскому населению и именовались инородцами? Мало того, образ Казанской иконы Божией Матери, который вдохновил ополченцев на борьбу с поляками, относится к православной вере, а ныне в России живут не только православные. Кого объединяет и должен объединять этот национальный праздник?
А исторические события, предшествовавшие 4 ноября 1612 года и после вообще "смущают" в признании дня освобождения Москвы от польских интервентов в качестве Всероссийского национального праздника, как это утверждают некоторые нынешние деятели от науки и политики. Судите сами.
На престол поляков посадила сама Москва, избрав на российский престол 27 августа 1610 года польского королевича Владислава и впустив в свои стены польский военный отряд под начальством Жолковского. Так были ли поляки интервентами? Или Москва в то время из двух зол (ибо Лжедмитрий II - Самозванец или как его называли Тушинский вор, тоже представлял угрозу для Москвы) выбрала меньшее?
Владислав IV в юности
4 ноября 1612 года с освобождением Москвы сама Россия не освободилась от польских захватчиков, а это не одно и то же. В последующие годы этим захватчикам были отданы значительные территории вместе с русскими городами.
К 1612 году Новгород, захваченный шведами, фактически отложился от Русской земли и признал своим государем шведского королевича Карла Филиппа, Псков, дабы избежать подобной участи, присягнул на верность польскому ставленнику Лжедмитрию III - самозванцу Сидорке.
Ещё аргументы?!. И это "не такой спорный" день - 4 ноября!?.
Приживётся ли праздник 4 ноября 1612 года, как общенациональный и бесспорный по своей исторической глубине и значимости для многонациональной демократической России - покажет время. Но одно бесспорно - нельзя, не позволительно живущим швырять камни в прошлое, если мы хотим слыть великой страной, где достойно и свободно живут граждане-патриоты, где правители не страдают идеологической чесоткой, а мудры в словах и делах.
Французы до сего времени не отменили свой национальный праздник - Штурм Бастилии, который отмечают с 1880 года, хотя этот Штурм в последующие революционные годы имел для страны кровавый след.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Национальный праздник страны должен не столько отражать то или иное историческое событие, сколько показывать общественно-политические эпохальные перемены в государстве, значимые мировые движения и т.д., которые запечатлены в народе не законами, а, прежде всего, в его неугасающей памяти, он должен объединять людей и убеждать их в величии Родины.
Однако, высказывая свою точку зрения о праздновании освобождения Москвы от польских интервентов, нельзя умалять само историческое событие, каким явилось 4 ноября 1612 года для России. Этот день, безусловно, останется в истории потомков как великое народное движение за свободу своей Родины. Не забудется и подвиг князя Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Это подтверждает и памятник, воздвигнутый им в сердце Москвы на Красной площади со словами благодарности от всей России.
День 4 ноября 1612 года убеждает нас и в том, насколько опасно для существования самого государства разъединение людей, политический шабаш и раздрай власти. С высоты сегодняшних перемен в России, если мы действительно хотим возвеличить её, дата освобождения Москвы от поляков не должна забываться, как и многие другие даты славных деяний наших предков.
А. И. Лобачёв
доктор исторических наук, профессор-политолог, заведующий кафедрой гуманитарных наук Псковского государственного политехнического института, член Союза журналистов России.